• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:38 

06-03-2014

Украина с самого начала (провозглашения независимости в 1991 году), являлась очень спорным государством, как ментально, исторически, так и территориально, что при проводимой руководством политике, направленной отнюдь не к консолидации общества, и, само собой, внешним «подогревом» (как-никак по многим факторам очень лакомый кусок), неминуемо и должно было привести к нынешнему положению дел, когда захватившая власть хунта ведет страну к развалу, и самый лучший выход (чтобы этот распад как-то приостановить) - это превращение Украины в конфедерацию через конституционную реформу, когда каждый её субъект (а их будет не менее трёх) сам решит о необходимости принимать на своей территории те или иные законы и рамки взаимоотношений с другими субъектами федерации (а также соседними государствами).

@темы: "Политика"

20:54 

***

Прочитал «Хроники Раздолбая» Павла Санаева (они анонсированы как продолжение «Похороните меня за плинтусом», но, на мой взгляд, совершенно самостоятельное произведение, кстати, весьма неплохое).
Читал воспоминания Андрея Гаврилова «, Фира и Андрей: эпизоды из жизни ненародного артиста». Замечательный пианист (на самом деле, в двойном альбоме совместной записи сюит Генделя, - у меня он ещё в «виниле»,- трудно отличить, где (какую сюиту) играет Рихтер, а какую Гаврилов), но как человек… И, главное, не понимает, что сам себя разоблачает… Книжка злобная, грязная, я бы сказал, «неврастеничная и нарцистичная» (облил грязью С.Рихтера, а заодно и Ростроповича с Вишневской).
Сейчас читаю Александра Гольдштейна «Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики». Надо сказать, замечательный метафоричный, интеллектуально насыщенный (я бы даже сказал перенасыщенный) текст, автор дает анализ литературных течений погибшей советской империи (но задействован и большой свод ссылок, аллюзий на другие имперские литературные -и, шире, культурные,- цивилизации…).
Вот, например, навскидку:

«Всякая разноплеменная империя создавала также империю своего государственного языка, языковую космосферу, которая могла охватить и территории сопредельные, как в России и Австро-Венгрии, и заморские, в чем преуспела Великая Британия. Так было в эпоху Рима, ознаменованную золотыми орлами легионов и серебряной латынью, приходившими на покоренные земли вместе с типовым градостроительством, и в эпоху эллинизма, когда на развалинах державы Александра в ходу были греческий язык и греческая ученость. В период расцвета инородцы нередко перенимают язык строителей империи, которые — и в этом парадокс ситуации — лишаются исключительного на него права, становясь первыми среди равных. Ведь писал по-латыни африканец Апулей; а Чокан Валиханов создавал свои труды о Средней Азии, Казахстане и Западном Китае на тюркском наречии и по-русски, ибо он был тюркским просветителем и подданным русского царя, хорошо понимавшим, какие закрытые наглухо двери растворяет перед ним главенствующий в этом государстве язык; и совсем не чурался английского боровшийся против Британской империи Ганди, на каковом языке продолжают писать Салман Рушди, Найпол, Дерек Уолкотт. Евреи перенимали язык и имперский дух с наибольшей органичностью и часто становились их верными, преданными хранителями.»
Или ещё:
«Брежневская цивилизация (сроки ее — 20-летняя вечность, с 1964-го по 1985-й) зачеркнула хрущевскую межеумочность, но и вобрала в себя некоторые ее качества, преобразовав их по-своему. Необычный смысл этой эры заключался в том, что она стала первым длительным стабильным периодом советской истории, первым нереволюционным периодом в ней. На языке позднейшей горбачевской революционной динамики он справедливо получил наименование застойного, то есть такого, что исключает любую революционность. Тяготение к стабильности являлось сильнейшей жизнестроительной интенцией брежневизма. Здесь его корень, нерв и реальная сущность. Здесь его отчаянный, приобретенный за десятилетия советской истории страх перед кровью и хаосом, а также перед естественным кипением чужой жизни. У брежневизма — идеологии и практики закатного фазиса империи, о котором закате, впрочем, подозревали не столь уж многие, — было потрясающее по интенсивности и драматизму стремление оставить все как есть, сохранив статус-кво. Не только о чистой воле к власти, о маниакальном желании притянуть ее к себе всеми щупальцами и отростками должна идти речь; племени правящих было свойственно инстинктивное знание природы доставшейся им страны, которое сводилось к тому, что в условиях централизованного механизма, являющего собой конгломерат сопредельных национальных образований, любая серьезная реформа, то есть серьезное послабление, чревата государственным распадом. Демократия и империя, устроенная по российскому, теллурократическому, сухопутно-сопредельному принципу, суть вещи несовместимые. Между ними нужно выбирать: или — или. Реформа — это хаос, потому что, начавшись, она сама по себе не останавливается, и, чтобы ее пресечь, нужна немалая кровь, которая брежневизму претила. Фактически он стал заложником безысходного противоречия: уже давно пора было подновить рептильные органы, но активность грозила обернуться ужасающими последствиями. Полный цугцванг на имперской доске, когда партнеры не могут сделать и хода, не испортив своей позиции, предопределил специфическую внутреннюю линию брежневизма: ничего не менять, бесконечно наращивая однообразное тупое количество (станков, тракторов, танков, ракет) в ущерб социальному качеству и мобильности. Решено было проедать накопленные запасы, которых повсюду лежало так много, что казалось — они не кончатся никогда.»

Интересен анализ «Вратаря Республики» Льва Кассиля.
Приведу ещё отрывок:

читать дальше

@темы: чтение

13:14 

"Осмысление моей жизни"

Когда-то, лет двадцать назад, наш главбух, зная, что я увлекаюсь философией, попросил помочь его сыну с докладом (он учился в университете) и я, используя свои старые записи, выписки, цитаты, кое-что набросал(скорее, общие места, но соответствующие моим тогда представлениям и взглядам на жизнь), но ему, скорее всего, всё это не пригодилось.

Тема:«ОСМЫСЛЕНИЕ МОЕЙ ЖИЗНИ»

«…Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы за время, которое тебе отпущено, сделать хотя бы один шаг от того уровня, на котором ты народился, до более высокого.»
(Андрей Тарковский)

« Смысл и сущность – не есть то, чем человеческая жизнь обладает с самого начала, но то, что приобретается ею в процессе человеческого осуществления жизни и познается в процессе её осмысления.»
(Н.Трубников)

Каждый человек на протяжении всей своей жизни пытается постичь её смысл. Мы имеем определенное представление о ценностях (о том, что мы считаем благом), реализацию которых считаем своей целью, а процесс осуществления всего этого и считаем смыслом своей жизни.
Если жизнь и обладает каким-то смыслом(отбросим здесь Высший, изначальный смысл, нам неведомый, «сокрытый за семью печатями», как-то приблизиться к постижению которого можнолишь после смерти-«осуществления», и уже не самим, а другими – и то, это будет лишь субъективное осмысление, – уверенности в постижении, даже наличии, Высшего смысла нет и быть не может), то его еще надо найти, а затем ещё и осуществить.
У нас есть лишь возможность осуществления нашего смысла, и это происходит в течении всей нашей жизни и составляет нашу судьбу (только здесь и можно говорить о Высшем смысле, о Божественном промысле).
Приступая к осмыслению своей жизни, необходимо чётко представить свою цель, поставить её перед собой, ответить на вопрос: «Что я должен делать?», а для этого надо познать себя, свои способности и возможности, упорно работать над собой, иметь четкое мировоззрение, здравый смысл, стремиться к знаниям и практическому опыту, чтобы овладеть своей профессией, сознательно строить свою жизнь, а не плыть по течению жизни, влекомый случайными чувствами и идеями.
Реализация себя, таким образом, лежит через осуществление смысла и реализацию ценностей, конкретных задач и требований, а средствами для осуществления этого являются свобода и ответственность. Ведь найти смысл – это полдела, необходимо ещё осуществить его и это в нашей власти, за это мы несём ответственность. Быть человеком – это быть осознающим и ответственным. Реализуя ценности, человек делает свою жизнь осмысленной.
Мои влечения подпитывают моё стремление к ценностям, осуществление которых является моим долгом, придавая моей жизни смысл.
Те ценности, которые я могу привнести в общество своей жизнью – это честное применение на практике своих профессиональных знаний, обретение которых является моей настоящей непосредственной целью, своих представлений об истине и справедливости, выполнение своего гражданского долга, соблюдение нравственных норм, чести и достоинства, получая взамен положение в обществе, уважение окружающих , вступая в брак, создавая и устраивая свою семью, переживая такие чувства как любовь, дружбу, стремясь к счастью, испытывая которое мы не сомневаемся уже в смысле своей жизни, мужественно перенося трудности, выпадающие на нашу долю, принимая свою судьбу.
Согласно определению Аристотеля, цель – то, ради чего мы существуем.
«Цель как и закон определяет способ и характер действия человека» (К.Маркс)
Каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь.
Каждый человек стремится к лучшему, он ставит перед собой определенные цели, но должен довольствоваться лишь постепенным процессом приближения к цели, никогда не предполагающим её полного достижения (ведь достижение цели есть в то же время и её утрата).Проводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставленные жизнью, в принятии им ответственности за свою жизнь, выступает его совесть. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом.

***
Формула древних латинян «Memento mori» («Помни о смерти») прочно вошла в фонд мудрыз заповедей человечества. Действительно, мысль о смерти вовсе не мешает жить; напротив, помня о смерти человек обретает особое ощущение жизни, познает её истинную цену, учится видеть строгую грань бытия и небытия.
В детстве испытываешь почти мистический ужас перед сознанием, что тебе когда-то суждено умереть, отказываешься в это поверить, вернее, сознание твоё пропитано уверенностью в собственном бессмертии. Затем, повзрослев, приходишь к осознанию, как хрупка, зависима от ничтожных совпадений случайностей жизнь человеческая, но всё равно отгоняешь подобные мысли, не додумываешь до конца, пока жизнь не ставит тебя напрямую перед фактом смерти.
Смерть человека одновременно и естественна(даже когда она насильственна, что делает её только ещё трагичнее) и трагична.
«Пока мы есть, смерти нет, когда смерть есть, то нас уже нет» - говорит древняя мудрость. «От смерти никуда не уйти», «все люди смертны», «что имеет начало, имеет и конец» - вот непреложные истины формальной логики.
Трагедия в том, что «с каждым человеком рождается и умирает Вселенная».(Г.Гейне)
«В ожидании смерти человек не умирает, а «просто перестает жить» (А.Шопенгауэр). И это состояние свойственно старикам или безнадежно больным людям.
«Всякая живая система, достигая определенного совершенства в своем развитии, незаметно приближается к гибели. Структурные процессы и механизмы в этой системе, когда-то её совершенствовавшие, теперь незаметно, но неуклонно, приводят её к гибели». (И.Кант)
Жизнь не противоположна смерти. Она находится в таком же с ней отношении, как и с рождением. Отсутствие смерти не предполагает жизни. Оно предполагает отсутствие рождения, то есть в конечном счете отсутствие жизни. Смерть предполагает жизнь, начинается с жизнью и с жизнью же, как это ни парадоксально, заканчивается. Конец жизни есть конец смерти, т.е. умирания. По существу, смерти нет, есть смертное, т.е. живое. Есть умершее, т.е. жившее. Есть жизнь в определенном времени. Смерть вне жизни и вне времени. Она есть противопонятие. Негативное определение жизни.
«Смерть - разделение пространства и времени» (В.Вернадский)
Смерть придает жизни ценность – неповторимость и своеобразие – основные составляющие смысла существования человека.
Что бы представляла собой наша жизнь будь она бесконечна? Если бы мы были бессмертны, мы бы могли спокойно откладывать каждый свой поступок на какое угодно время и каждое дело может быть с равным успехом сделано и завтра, и послезавтра и через год и через десять лет…
Перед лицом же смерти – как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей – мы обязаны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни единой из возможностей, сумма которых в результате делает нашу жизнь действительно полной смысла.

@темы: из старых записей

11:19 

Этика и мораль

Этика и мораль
(наброски к реферату)

«Этика – опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни»
(Т.Манн «Философия Ницше в свете нашего опыта», т.10,стр.373)
«Чего в другом не любишь, того и сам не делай»
(Русская пословица)



Как это просто по мысли и как трудно, бесконечно трудно соответствовать этой мысли в повседневной жизни – жить по-человечески! Жизнь – честная, искренняя, ответственная – дело трудное. Сколько оговорок, уверток, ссылок на «объективные обстоятельства», на «судьбу», на «жизнь» изобретено людьми, чтобы оправдать своё никчёмное существование, утрату идеалов, обывательский конформизм(«жизнь улитки»).
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Моральные принципы поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требует их изменения). Принципы морали не допускают исключений, претендуют на обобщение, они отражают глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, его сущностные потребности.
На каждого из нас ложится задача осознанно относиться к общим моральным принципам и уметь правильно их применять в конкретных жизненных обстоятельствах.
Человек должен придерживаться определенных ценностей, которые иначе можно назвать добродетелями. Каждый из нас должен поступать так, чтобы его поведение, по крайне й мере, не противоречило всеобщему и свободному человеческому благоденствию, а лучше если бы ещё и поддерживало и осуществляло его.
Форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, которому мы должны безусловно следовать при осуществлении самых разных своих целей.
Каждый человек должен иметь жизненное кредо, т.е. знать что такое идеал и какими путями можно его достичь. И средства эти должны быть благими.
Всякий идеал вообще есть нечто безоговорочное и повелительное. Идеал для личности есть то, чего она свободно достигает и что соответствует интимнейшим её стремлениям к самоутверждению.
Своё жизненное кредо мы только для того и должны разрабатывать, чтобы затем оказалось возможным осмысливать каждое мгновение своей жизни. Если я пошел на работу и не опоздал, то это уже значит, что я сделал маленький шаг к достижению идеала. Если я пришел на работу и выполнил полученное задание; если я, как член соответствующей комиссии, заметил коррупцию в проверяемой мной организации и эту коррупцию не скрыл, но сделал из неё необходимые для общего блага выводы, - во всех подобного рода, пусть хотя бы и малых, иной раз даже малозаметных, моих поступках я следую своим моральным принципам, исполняю свой долг, своё жизненное кредо.
То, чем я стараюсь руководствоваться в моей повседневной жизни, мои моральные принципы заключены в «золотом правиле этического поведения:
«(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Золотое правило утверждает право и обязанность личности брать на себя ответственность и действовать в соответствии со своими представлениями о наилучшем; оно практически ориентирует нас на выработку такого важного элемента в механизме нравственного поведения как способности ставить себя на место другого и эмоционально переживать его состояние.
Общечеловеческий смысл «золотого правила» сопряжен с идеей равенства.

«Наиболее высоким в нравственном отношении состоянием является, без сомнения, то, при котором люди относятся друг к другу как свободные и равные, при котором правило: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», - господствовало бы во взаимоотношениях»
(А.Бабель)
Близки к золотому правилу и сформулированные И.Кантом формулы категорического императива:
- «Поступай толь согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»
- «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству»,

Высшим проявлением нравственной силы человека является стоическое мужество в ситуации, безвыходность которой он осознал («борьба без надежды на успех» И.Кант).
Мораль опирается на общественное мнение и совесть, чувство личного достоинства и чести.
Примером морального кодекса могут служить библейские «законы Моисеевы». Согласно христианского толкования нравственности, Бог создал человека по своему образу и подобию, дал ему моральный закон и наделил его свободой воли, сделал, следовательно, его ответственным за свои поступки.
Руководствуясь моральными принципами в жизни, мы проявляем (и формируем) лучшие качества нашего характера. Эти нравственные качества и принципы таковы:
- умеренность, соблюдать чувство меры, не доходить до крайностей, сохранять способность контролировать свои страсти;
«Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою» (Эпиктет)
- верность в любви и дружбе;
- уважение к родителям, забота о них – выполнение сыновьего долга;
- забота и бережное отношение к детям;
- быть аккуратным;
- жить в согласии со своими представлениями о благе, правде и лжи, о справедливости, не совершать противозаконных поступков, не одобрять (открыто, а не про себя), противостоять совершению их другими. Подавать благородный пример окружающим;
- ответственность за всё от тебя зависящее;
- не принимать на себя болше обязательств, чем в состоянии выполнить. (Плохо человеку, когда он обременен грузом обязательств, не выполненных по отношению к нему или которые он сам не выполнил);
- выполнять обещания («давши слово – держись, а не давши – крепись»);
- не перекладывать нагрузку на плечи окружающих, добиваться реальных, ощутимых результатов своей деятельности.
И тогда почувствуешь свою необходимость, удовлетворение от работы, уверенность в себе.
- не навязывать другому свои шаблоны поведения и свою мотивацию, свои мнения и советы.
- стремиться быть естественным и не принимать на себя роль, которую трудно исполнить. Для этого надо быть правдивым не только перед партнером, но прежде всего перед самим собой.
***

«Самоуважение – исток нашей нравственности» (В.Гёте «Годы странствий В.Мейстера» Собр.соч.т.8, стр.418)

Социальные потребности человека удовлетворяются в межличностном взаимодействии, в общении людей. Другой человек, с которым мы вступили в общение, приобретает для нас особое значение. Это уже не просто мужчина (женщина, ребенок, подросток), занимающий ту или иную должность или исполняющий какую-либо социальную или семейную роль, но и источник удовлетворения или неудовлетворения наших фундаментальных потребностей и переживаний, возможных нравственных взлетов и падений.
Таким образом, внимательное, уважительное отношение к другим вызывает ответную реакцию – уважение, благорасположение к тебе, что придаёт нам самоуважение и понуждает всегда держаться «на высоте», не ронять своего достоинства ни при каких обстоятельствах, всегда поступать согласно моральным принципам. Это становится потребностью души, ведет к исполнению «главной цели жизни – нравственному совершенствованию»(Л.Толстой) и условием личного счастья.

@темы: "Из старых записей"

14:32 

***

02.03.16

Любая идеология (религия) ставит себя над человеком. Подчиняет себе человека, в каком-то смысле закабаляет.
Мировые религии настолько фатально формируют мир своих адептов, что понять (а тем более принять) «мир» другого становится невозможным (не отказавшись от своего).

[ В отношении «Другого» («чужого») допускаются (если не приветствуются) такие поступки, которые в отношении «своего» считались бы, по меньшей мере, преступлением, кара за которое подчас была бы очень строга, если не фатальна (а уж морально осуждаема непременно); в то время как по отношению к «чужому» индифферентна.] (см., н-р, «марокканские» романы П.Боулза).
___


Но, в то же время, мир религиозных сообществ формирует человека своей «конфессии», гармонизируя (регламентируя) жизнь в своей общине и помогая ему выживать и сохранять идентичность в чужой среде…

@темы: "из записей"

15:04 

О мемуарах

07.04.2016

Реальность и «фантазийность» мемуарного жанра.

Хроника (реальность): рождение, жизнь, передвижения, назначения, потери и приобретения, смерть. (даты)

Избирательность памяти. Неоднозначность события, скрытость мотивов поступков, ложные трактовки событий (особенно их истоков), влияние окружения, воспитания, социального положения, политической обстановки и т.п. на изложение событий (даже самим – или именно самим – пережитым, вынужденные сокрытия, недоговорки, упоминание того или иного, акцентировка на психологически близком рассказчику), даёт возможность (право) говорить о мифологичности истории.

(И, возможно, какая-нибудь фантастическая история может отразить гораздо больше реального (пусть, даже аллегорически), чем мемуар полководца, политика, историка, политическая ангажированность которого и будет гарантом его продвижения и доступности.)
__


Ложные представления человека о себе самом, окружающих и близких об этом человеке, биографов и реконструкторов его жизни и поступков.
И что мы имеем в остатке?..

Шекспира в виде собр.сочинений «его» работ. Моцарта и Сальери – в виде «духа» их музыки, опусов, звучащих в реальном времени и у нас в головах…

@темы: "из записей"

15:29 

О недопонимании

[О недопонимании]
…Видите ли, когда находишься с собеседником «на одной волне», легко понять его с полуслова, мысль можно не продолжать (но это обычно в живом общении, в эпистолярном несколько иначе).
Многие часто этим «грешат», и причина, я бы сказал, в том, что здесь часто присутствует иллюзия вовлеченности собеседника в «твой мир», что свойственно эгоцентричным личностям. Это усугубляется, когда встречаются два эгоцентрика…

15:32 

(о попытках переписать историю)

***
Лишение медалей победителей старых олимпиад (и т.п.) сродни переписыванию истории.
Как может человек, который,н-р, одержал победу в борьбе в 2008 году (и погибший, н-р, в 2013-м) в 16-м оказаться проигравшим.
Олимпиада 2008 года. Время ушло…
По-моему, господа комитетчики не дружат не только с головой, но и со временем (как котегорией) , считают себя его обладателями. Всё пытаются поставить себя выше Бога. (Как бы не получилось у них, как у той старухи, которая захотела стать владычецей морскою.)
Олимпиада уже вошла в историю.
История с того момента и в результате итогов, на тот момент неоспоримых, пошла (и прошла за это время) по пути уже никак не отменимому.
То же и с попыками переписать итоги 2-й мировой…
Человечество всё дальше и дальше продвигается в зону Абсурда.
Такое впечатление, что к власти приходит всё больше людей неадекватных, с психическими отклонениями, неврастеники (это в лучшем случае), шизофреники и параноики…
Если так пойдет дальше, к формированию национальной (или глобалистической) идеологии будут привлечены не историки-исследователи, а писатели, работающие в жанре альтернативной истории.
Можно будет отменить, н-р, время,когда какой-то президент был у власти, так как «выяснили», что результаты выборов были подтасованы, и претендент, на самом деле, их проиграл, а пришел к власти в результате махинаций поддерживающей его элиты, в руках которой и находился в то время выборный комитет…

@темы: на злобу дня

20:08 

Мой главный книжный шкаф («Золотая» библиотека) 1-я часть ("детская")

…Думаю, как бы назвать этот пост. Я-то отталкивался от «Ста главных книг», но данное ограничение слишком примитивно… Как-то составил список, в котором было около семидесяти книг, самых важных. Затем, отбирал главное по странам, набиралось огромное количество, выбирал необходимое для себя, получалось от двухсот до трёхсот… Начинал ещё в начале 80-х, а вернее, ещё в старших классах средней школы, списки постоянно корректировались и более-менее «устаканились» в 90-е. Были проштудированы многие тома истории литератур разных стран и континентов и выбраны наиболее важные как в исторической перспективе, так и в художественном отношении…
Можно исё это разделить на то, что необходимо прочитать в детском и юношеском возрасте и зрелому человеку.
***
Лет 15 назад я составил для своих детей список книг, которые необходимо, как я считал(-ю) прочитать в детстве. Старший, большую часть из него прочитал, но младший рано подсел на компьютерные игры, и его уже трудно от них отвратить… Список этот где-то затерялся, но я попытался его восстановить, насколько вспомнил. Привожу его в первой части :

1 Русские народные сказки (к-но, сначала не Афанасьев, а адаптации для детей)
2 Аксаков С.Т "Аленький цветочек"
3 Пушкин А.С. "Руслан и Людмила"; "Сказки"
4 Ершов П.П. "Конек-Горбунок"
5 И.Крылов: Басни
6 Грибоедов «Горе от ума»
7 Толстой А.Н. "Золотой Ключик, или Приключения Буратино"
8 Ю.Олеша «Три толстяка»(ну а взрослым – «Зависть»)
9 Волков А.М. "Волшебник Изумрудного города" (весь цикл)
10 Чуковский К.И. "Мойдодыр"; "Приключения Айболита"; "Тараканище"
11 Ш.Перро: Сказки
12 Г.Х.Андерсен "Сказки и истории"("Гадкий утенок"; "Русалочка"; "Снежная королева"; "Стойкий оловянный солдатик" и др.)
13 Братья Гримм "Сказки"
14 Вильгельм Гауф "Сказки"
15 Бюргер, Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
16 Алан Милн «Винни-пух и все, все, все»
17 Э.-Т.-А.Гофман «Щелкунчик», «Крошка Цахес», «Золотой горшок»;
18 Джанни Родари «Приключения Чипполлино»
19 Оскар Уайльд Сказки
20 Р.Киплинг Маугли,(Книги джунглей), «Завещание»
21 Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ», «Невероятная история доктора Джекила и мистера Хайда»,«Владетель Баллантре»
22 Лагерлеф С. "Путешествие Нильса с дикими гусями"
23 Сетон-Томпсон Э. "Домино"; "Животные-герои"; "История о сером гризли"
24 Ларри Я. "Необыкновенные приключения Карика и Вали"
25 Л.Кэрролл "Алиса в стране Чудес", "Алиса в Зазеркалье"
26 С.Лагерлёф "Путешествие Нильса с дикими гусями"
27 Д.Дефо «Робинзон Крузо»
28 Жюль Верн “Дети капитана Гранта”, “Таинственный остров”
29 Герберт Уэллс “Человек-невидимка”, «Машина времени» (1895)
30 А.Дюма "Три мушкетера"(и др.)
31 Майн Рид «Всадник без головы», «Белый вождь», «Квартеронка»
32 Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста», «Посмертные записки Пиквикского клуба»
33 Шарлотта Бронте. «Джен Эйр»
34 О Генри рассказы
35 Марк Твен «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», "Приключения Тома Сойера", и, обязательно, "Приключения Гекльберри Финна"
36 Э.Хемигуэй «Старик и море»
37 «1001 ночь» (адаптация для детей)
38 Эзоп, Лафонтен: Басни
39 Клайв Льюис: «Хроники Нарнии»
40 Джон Толкиен: «Хоббит…»,«Властелин колец»
41 Аркадий Фидлер Трилогия «Остров Робинзона», «Ориноко», «Белый Ягуар».
42 Слово о полку Игореве (лучшие переводы с предисловием Д.Лихачева)
43 Чехов А.П. "Каштанка"
44 Аркадий Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика» (можно добавить «Школу», «Голубую чашку».«Чук и Гек»)
45 Пантелеев Л., Белых Г.Г. "Республика ШКИД"
46 Вениамин Каверин «Два капитана» (1938–1944).
47 Александр Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль»
48 Александр Грин «Алые паруса»,(«Золотая цепь», «Бегущая по волнам» (1928), «Блистающий мир»)
49 Джеймс Барри "Питер Пэн"
50 Эдуард Веркин «Облачный полк», «Кусатель ворон», «Друг –Апрель», «Мертвец», «Хроники Страны Мечты»

Каждый из вас добавит, я думаю, от себя ещё немало хороших, развивающих как мысль, так и воображение книг. Возможно, некоторые из них встретятся во второй части…

20:42 

Мой главный книжный шкаф («Золотая» библиотека) 2-я часть.

Ну а теперь главный «взрослый» список (здесь уже без нумерации и несколько хаотично).

«Библия»
«Коран»
Лао-цзы. "Дао Дэ цзин"
Чжуан-цзы
"Бхагавадгита".

(«Панчатантра»)

Геродот. «История»
Гомер. «Илиада» и «Одиссея»
Вергилий «Энеида»
Софокл. "Царь Эдип".
Возьмем также по томику Эсхила, Еврипида, Аристофана
Паскаль. «Мысли»;

Николай Кузанский «Об ученом незнании»
Монтень «Опыты»
Вильям Шекспир: Трагедии. Комедии. Сонеты
Данте. «Божественная комедия»
Поэзия Петрарки
Джеффри Чосер. «Кентерберийские рассказы»
Мольер: пьесы
(Можно добавить Расина и Корнеля)
Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(1605–1615).
Возьмём также томик основных пьес Лопе де Вега (кого-то, возможно заинтересует драматургия Кальдерона, хотя бы из-за переводов Пастернака и Бальмонта)

Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).
Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759—1767)

Смоллетт :«Приключения Родрика Рэндома»(1748); «Приключения Перигрина Пикля» (1751)
Г.Филдинг «История Тома Джонса, найденыша»
Джейн Остин. «Гордость и предубеждение»(я думаю читатель на этом не остановится, и прочтет у неё всё; кстати, из писателей XX века близки ей В.Вулф в романе «День и ночь», Э.Форстер: «Куда боятся ступить ангелы», «Комната с видом»; Мюриэл Спарк, Барбара Пим )

В.Гёте «Фауст» (в дальнейшем можно включить «Вертера», дилогию о Вильгельме Мейстере, «Избирательное сродство», хотя бы ради великолепных афоризмов. ;)
Ф.Шиллер «Разбойники», «Коварство и любовь»
Роман воспитания:
Гёте «Вильгельм Мейстер» (уже упомянутый)
Г.Келлер «Зеленый Генрих»
Чарльз Диккенс «Дэвид Копперфильд» («Большие надежды»)
Я бы добавил сюда «Озорные годы» и «Титан» Жан Поля (Рихтера), если бы они были переведены. Наслышан, но кроме «Зибенкэза» ничего не читал.
Из английской литературы XIX века не забудем
.«Ярмарку тщеславия» Уильяма Тэккерея, роман С.Батлера «Путь всякой плоти» (другой перевод «Путём всея плоти»)
Из французской литературы:
Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
«Пармская обитель»

(можно добавить сюда и «Люсьена Левена», не смотря на то, что он незавершен; но анализ всех закулисных сторон политической жизни и парламентских выборных махинаций великолепен)
Гюстав Флобер. «Мадам Бовари»
(Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836))
Виктор Гюго. «Отверженные».
Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831),(«Гобсек», «Отец Горио», посмотрите также «Евгению Гранде», «Утраченные иллюзии», «Тридцатилетнюю женщину»)
Мопассан. Я бы предложил роман «Жизнь» и десяток-другой рассказов. Но большая часть остального, подробно описывающая всю бездуховность и ничтожество бытия и стремлений буржуа и мещан, ничего, кроме скуки у меня не вызвали.
Марсель Пруст. «В поисках потерянного времени»
Жан-Поль Сартр: эпопея «Дороги свободы», к сожалению, незавершенная,
Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
Р. Роллан “Жан Кристоф”
Мартин Дю Гар «Семья Тибо»
Бернанос "Дневник сельского священника"
Альбер Камю. «Чума» (1947).
(К-но, увлекающиеся французской литературой не пройдут мимо Жорж Санд, П.Мериме, Ж.де Нерваля, Т.Готье,Э.Золя, А.Франса, Франсуа Мориака, Эрве Базена, Патрик Модиано...)

Из бельгийцев возьмем главное:
Шарль де Костер "Легенда об Уленшпигеле"
(Кому-то будет интересен «Нильс Люне» Е.П.Якобсена)
Очень важна литература конца XIX-XX века стран немецкого языка:
Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»
Франц Кафка. «Процесс» (1925). «Превращение», «Замок», «Америка»
Томас Манн. «Волшебная гора» (1924). «Доктор Фаустус» (1947).
Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).(+«Степной волк»)
Герман Брох: трилогия «Лунатики»,
Х.Янн «Река без берегов»,
трилогия «Страна без смерти» А.Дёблина, но она, кажется пока не переведена
Гюнтер Грасс «Жестяной барабан»
Макс Фриш «Homo Фабер», «Назову себя Гантенбайн», «Штиллер»

Богумил Грабал «Я обслуживал английского короля» (Чехия)

Перейдем к англо-американской литературе.
Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (в замечательном переводе Ивана Бунина).
Г.Мелвилл «Моби Дик»
Можем поставить на свою полку “Послов» Генри Джеймса (и, по возможности, сборник новелл, где будут «Дэйзи Миллер» и «Поворот винта»)
Д. Лондон “Мартин Иден”
Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891)
Д.Голсуорси «Сага о Форсайтах»
Т.Драйзер: Американская трагедия
Джеймс Джойс. «Улисс»
Вирджиния Вулф: «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Орландо», «Волны»
Эрнест Хемингуэй. «И восходит солнце»
Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
У.Фолкнер «Шум и ярость»
Томас Вулф «Взгляни на дом свой, ангел»
Шервуд Андерсон «Уайнсбург. Огайо»
Олдос Хаксли. «Контрапункт» («О дивный новый мир»)
Владимир Набоков. «Лолита»
Джордж Оруэлл. «1984″(1949). «Скотный двор»
Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
(В скобках добавим (а, может, для кого и не в скобках):
Норманн Дуглас «Южный ветер»
Уоррен «Вся королевская рать»,
сб-к рассказов «Хорошего человека найти не легко» и роман «Мудрая кровь» Ф.О Коннор, романы Карсон Маккалерс, «Дочь оптимиста» Юдоры Уэлти (и, особенно, её рассказы),
Натаниэл Уэст. «День саранчи»
Пол Боулз «Под покровом небес», «Дом паука», новеллы (мне понравилось всё, в т. ч. ещё два романа)
Энтони Бёрджесс. «Заводной апельсин»
Ивлин Во «Возвращение в Брайтсхед»
Уильям Голдинг. «Повелитель мух»
Грэм Грин. «Сила и слава»
Ричард Йэйтс. «Дорога перемен» (замечательный автор, посмотрите и другие его романы)
Кристофер Ишервуд. The Berlin Stories («Прощай, Берлин»)
Джеймс Болдуин «Другая страна»
Джек Керуак. «На дороге» .
Кен Кизи. «Пролетая над гнездом кукушки».
Малькольм Лаури, «У подножия вулкана»
Харпер Ли. «Убить пересмешника»
Не могу удержаться, чтобы не добавить Курта Воннегута(один из моих любимых писателей), посмотрите его «Бойню №5», «Завтрак для чемпионов», «Колыбель для кошки» (да и вообще всё, что найдёте), это человек, который видит суть вещей, таких не так уж и много в литературе,( н-р, в памяти Л.-Ф.Селин, «Путешествие на край ночи», которое я уже приводил)
Кормак МакКарти. «Кровавый меридиан»
Карсон Маккалерес. «Сердце — одинокий охотник»
Джон Фаулз. «Женщина французского лейтенанта», «Волхв», «Дэниел Мартин» (ну а в начале можете прочитать «Коллекционера»)
Джонатан Франзен «Поправки»
Дэн Симмонс «Гиперион», «Террор»
Нил Стивенсон «Анафем»)

Из латиноамериканской литературы возьмём в первую очередь следующее:
Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967) (это один из лучших мастеров слова, поэтому постепенно постараемся прочитать все основные романы: «Осень патриарха», «Полковнику никто не пишет», «Любовь во время чумы», «Генералв своем лабиринте»…)
Х.Л.Борхес: новеллы и эссе
Хулио Кортасар (начнём с новелл и «Выигрышей», а там, как получится).
Перечислю остальных, достойных внимания: Варгас Льоса, Э.Сабато, Карлос Фуэнтес, А.Поссе, Октавио Пас, Биой Касарес, Мигель Астуриас, Отеро Сильва (замечательный роман «Когда хочется плакать, не плачу»). Не забудем современного португальского писателя Жозе Сарамаго…
Ну а теперь главное для нас.
Начнем с поэзии:
Державин, Батюшков, Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Боратынский, Фет, Некрасов("Кому на Руси жить хорошо"), А.К.Толстой(+ «Князь Серебряный»)
Александр Блок, И.Анненский("Кипарисовый ларец"), Цветаева, Ахматова, Гумилев, Маяковский, Пастернак(+Доктор Живаго"), Мандельштам, А.Белый, И Бунин, Э,Багрицкий, М.Волошин, Г.Иванов, В.Ходасевич, Есенин, М.Кузмин, Г.Адамович, Ф.Сологуб, И.Северянин, Арс.Тарковский, Твардовский ("Василий Теркин".), Иосиф Бродский…Р.Рождественский, А.Вознесенский, Лариса Миллер, Е.Рейн, Ю.Кузнецов…(Вы легко продолжите список, поставив на свою полку(пусть даже виртуальную) своих любимых современных поэтов)

Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833), стихи. И, к-но, для русского читателя обязательны
«Капитанская дочка», повести Белкина,
«Дубровский», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии» и т.д.
"Руслан и Людмила"., «Медный всадник» и др. поэмы. Сказки


Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840), поэзия
Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842), «Ревизор», «Тарас Бульба», «Шинель», «Нос»….
Иван Гончаров. «Обломов»
(1859).( + «Обыкновенная история»; «Обрыв».)
Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862), «Записки охотника».
Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).


Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880)

(Ну а начать я бы посоветовал с “Бедных людей» и «Униженных и оскорблённых», ну и, к-но, «Подростка», а в «Записках из подполья» уже заключена основная мысль философии Ницше)

Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883).

Лесков Н.С. “Очарованный странник», «Левша», «Соборяне», «Захудалый род»(1873), «Старые годы в селе Плодомасове»(1869), "На краю света", «Леди Макбет Мценского уезда».

Драматургия: А. Н. Островский.

А.Чехов Избр. рассказы и повести («Дуэль», «Степь», «В овраге»…), пьесы
Иван Бунин «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева», "Деревня"
Владимир Набоков. «Защита Лужина», «Лолита», «Дар»
Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
«Котлован»
и др.
М.Горький: "Жизнь Клима Самгина"
А.Толстой : "Хождение по мукам"
А.А.Фадеев: «Молодая гвардия», «Разгром»
Л.Леонов: «Вор» , «Пирамида», ( "Русский лес", «Дорога на океан»)
Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928)
«Золотой теленок»


(Андрей Белый «Петербург» и автобиографическая трилогия,
Ф.Сологуб «Мелкий бес»
Леонид Добычин «Город Эн»
Романы Константина Вагинова)
Исаак Бабель «Конармия», одесские рассказы
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
Артем Веселый «Россия, кровью умытая»

Из современной литературы, которую я бы рекомендовал к прочтению(начну с 60-х по наше время):

Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971), , его «Путешествия» очень интересны
Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
Александр Солженицын. «В круге первом» (1968). "Один день Ивана Денисовича"
Юрий Трифонов, его городские повести, романы «Старик» и «Нетерпение»
«Глухою порой листопада» Ю. Давыдова, его «Бестселлер»,
Василий Гроссман «Жизнь и судьба»
Варлам Шаламов «Колымские рассказы»
Вен.Ерофеев. "Москва - Петушки"
Поздний Валентин Катаев («Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), «Кладбище в Скулянах» (1974), «Алмазный мой венец»(1978), повесть «Уже написан Вертер» (1979), «Сухой лиман» (1984), «Спящий» (1985))
Ю.Коваль «Суер Выер, или Пергамент»(любопытный образчик аллегорического романа)
Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени (1998)»
Фридрих Горенштейн «Искупление». «Место», «Псалом», («На крестцах»)
Появившийся уже в 90-е Роман «Пирамида» Леонида Леонова
Ю.Мамлеев «Блуждающее время» («Шатуны», «Московский гамбит»)
А.Зиновьев «Зияющие высоты», «Иди на Голгофу»
К ним я бы добавил Георгия Гачева «Национальные образы мира» (что-то вроде дневника размышлений во время «путешествий» не только реальных, но и воображаемых – в мир национальных литератур)

Повести Валентина Распутина,
Виктор Астафьев «Последний поклон», (для тех, кого интересует военная тематика добавим сюда «Прокляты и убиты», «Весёлого солдата», правда. Тогда нам не обойтись и без повестей Василя Быкова, Константина Воробьёва(«Убиты под Москвой», «Это я, Господи») и многих других, а для подростков добавим «Облачный полк» Эдуарда Веркина.)
Владимир Личутин «Раскол»(1997), («Беглец из рая», 2005)
Леонид Бородин «Третья правда» (1979) , “Расставание”, “Божеполье”, “Год чуда и печали”
Вацлав Михальский «Весна в Карфагене» и др. (цикл романов о судьбах русской эмиграции первой волны)
Фазиль Искандер «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы»
Чингиз Айтматов «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Пегий пёс, бегущий краем моря»,
Роман о диссидентах:
В.Кормер «Наследники»
Из совсем нового:
А.Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»
Максим Кантор «Учебник рисования» (сюда можно добавить «Красный квадрат»)
Алексей Иванов «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Ненастье»
Евгений Водолазкин «Лавр»
Ю.Поляков «Гипсовый трубач»
Захар Прилепин «Обитель» («Патологии», «Санькя»)
Валерий Золотуха «Свечка»

Чтобы разобраться в себе:
В.Гримак «Общение с собой» (его Психология активности)
В.Франкл «Общий экзестенциальный анализ»
Владимир Леви «Исповедь гипнотезера»
(в кокой-то период вас неизбежно начнет интересовать тема сексуальности, прочтите И.Кона, книги «1001 вопрос про это» Владимира Шахиджаняна, книги Михаила Бейлькина).

Из мемуаров и дневников:

Жан-Жак Руссо «Исповедь»
Герцен «Былое и думы»


Цвейг «Вчерашний мир. Воспоминания европейца»
Вас.Розанов «Опавшие листья», «Уединенное»
Лидия Гинзбург

Любителям исторической лит-ры
А.Чапыгин, С.Злобин, В.Ян, Бахрревский, А.Черкасов, В.Личутин, Д.Балашов. Сергеев-Ценский

Михаил Казиник «Тайны гениев» (несмотря на тенденциозность, чрезмерную экзальтированность, спорность некоторых - даже, может быть, многих - суждений, но книга может стать полезной и «направляющей» для молодого поколения).

Подросткам можно посоветовать начать своё знакомство с философией с романа об истории философии «Мир Софии” Юстейна Гордера. Почитайте биографию Сократа с изложением его философии, например, роман «Чаша цикуты» Анатолия Домбровского, книгу Игоря Сурикова «Сократ» в серии «ЖЗЛ», или роман Йозефа Томена и Томановой(для взрослых можно посоветовать монографию Зборовского «Сократ и Афинская демократия»).
Почитайте «Опыты» Монтеня, замечательные эссе Р.Эмерсона, Д.Элиота и Одена. Записки В.Розанова, Льва Шестова, И.Бродского, Лидии Гинзбург … будят мысль, иногда желание спорить…
Немало биографических книг (я бы их назвал аналитически-философские биографические эссе) написали С.Цвейг, Честертон, В.Вересаев, Макс.Волошин, Мережковский(его полумистические биографии полумифических персонажей истории и религии), Лев Аннинский, Алексей Лосев(биографии Платона и Аристотеля), А.Варламов (книги об А. Грине, А.Толстом и др.),Д.Быков, З.Прилепин, С.Шаргунов…

Вот ещё уникальная книга: «Роза Мира» Даниила Андреева (относящаяся к мистической традиции Экхарта, Сведенборга, может, Данте – добавим сюда в качестве приложения «Железную мистерию», - и даже аллегории Джона Бэньяна «Путешествие Пилигрима» и «прозрений» Блейка).
(П.Успенский «В поисках чудесного», «Новая модель Вселенной»)

А что же я забыл великую «восточную» литературу? Где Низами, Фирдоуси, Руми, Саади, Омар Хайам, да и Руставели (возьмём, н-р, перевод Н.Заболоцкого)? Где Япония и Китай?
Перечислим и почитаем:
Басё, Ли Бо и Ду Фу, Исса, «Повесть о принце Гэндзи» Мурасаки Сикибу, поэзия хокку, «Сон в Красном тереме» Цао Сюэ-цинь… Акутагава…Современные писатели Кобо Абэ, Кэндзабуро Оэ, Ясунари Кавабата, Дзьюнтьиро Танидзаки, Юкио Мисима («Золотой храм», «Исповедь маски», «Шум прибоя»), Харуки Мураками…
Можно вспомнить об итальянцах: Чезаре Павезе, Альберто Моравиа, Итало Кальвино, Умберто Эко…

11:32 

***

21.11.16
У истории нет альтернативы. История это то, что уже произошло.
Так что жанр «альтернативная история» также «фантастичен», как и любая утопия или антиутопия. История «движется» по своему, только ей ведомому, пути – зигзагами ли, спирально, маршеобразно по прямой, вверх к вершинам цивилизации и/или культуры, или скатывается вниз по наклонной, «прогрессивно» или регрессивно – мы наделим эпитетами этапы её пути потом, по своему разумению, оценим и пожнём плоды её деятельности.
Хватит гадать, что и как было бы, если…
Это всё от лукавого. Б-г ведет по своему, неведомому нам, пути, мы в этом участвуем, от нас многое зависит, но изменить мы ничего (уже) не можем, кроме как поступить (поступать) по своей совести (если – и у кого – она есть), своему уму (каков он есть, и каковы оказанные на него влияния), а там что будет…Или поддаться Злу (или дьяволу), перепутав ли понятия, потеряв ориентиры или открыто став на его сторону – ведь душа человека – поле битвы добра и зла и от нас зависит (и от Него), кто победит в итоге (позволит ли Он приблизиться, возьмёт ли «под крыло» - или отвернётся – но это, если отвернёшься ты – слабый духом и не способный с честью (мужеством) принять судьбу).

***
Постоянное нарушение баланса между «людьми добра» и «людьми зла» (особенно, если эти люди – представители одной из «групп» - получают роль руководителя, или даже «вождя» - и тогда эти силы многократно, тотально возрастают) и движет историю в ту или иную сторону…

@темы: "из записей"

Пока без названия

главная