Когда-то, лет двадцать назад, наш главбух, зная, что я увлекаюсь философией, попросил помочь его сыну с докладом (он учился в университете) и я, используя свои старые записи, выписки, цитаты, кое-что набросал(скорее, общие места, но соответствующие моим тогда представлениям и взглядам на жизнь), но ему, скорее всего, всё это не пригодилось.
Тема:«ОСМЫСЛЕНИЕ МОЕЙ ЖИЗНИ»
«…Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы за время, которое тебе отпущено, сделать хотя бы один шаг от того уровня, на котором ты народился, до более высокого.»
(Андрей Тарковский)
« Смысл и сущность – не есть то, чем человеческая жизнь обладает с самого начала, но то, что приобретается ею в процессе человеческого осуществления жизни и познается в процессе её осмысления.»
(Н.Трубников)
Каждый человек на протяжении всей своей жизни пытается постичь её смысл. Мы имеем определенное представление о ценностях (о том, что мы считаем благом), реализацию которых считаем своей целью, а процесс осуществления всего этого и считаем смыслом своей жизни.
Если жизнь и обладает каким-то смыслом(отбросим здесь Высший, изначальный смысл, нам неведомый, «сокрытый за семью печатями», как-то приблизиться к постижению которого можнолишь после смерти-«осуществления», и уже не самим, а другими – и то, это будет лишь субъективное осмысление, – уверенности в постижении, даже наличии, Высшего смысла нет и быть не может), то его еще надо найти, а затем ещё и осуществить.
У нас есть лишь возможность осуществления нашего смысла, и это происходит в течении всей нашей жизни и составляет нашу судьбу (только здесь и можно говорить о Высшем смысле, о Божественном промысле).
Приступая к осмыслению своей жизни, необходимо чётко представить свою цель, поставить её перед собой, ответить на вопрос: «Что я должен делать?», а для этого надо познать себя, свои способности и возможности, упорно работать над собой, иметь четкое мировоззрение, здравый смысл, стремиться к знаниям и практическому опыту, чтобы овладеть своей профессией, сознательно строить свою жизнь, а не плыть по течению жизни, влекомый случайными чувствами и идеями.
Реализация себя, таким образом, лежит через осуществление смысла и реализацию ценностей, конкретных задач и требований, а средствами для осуществления этого являются свобода и ответственность. Ведь найти смысл – это полдела, необходимо ещё осуществить его и это в нашей власти, за это мы несём ответственность. Быть человеком – это быть осознающим и ответственным. Реализуя ценности, человек делает свою жизнь осмысленной.
Мои влечения подпитывают моё стремление к ценностям, осуществление которых является моим долгом, придавая моей жизни смысл.
Те ценности, которые я могу привнести в общество своей жизнью – это честное применение на практике своих профессиональных знаний, обретение которых является моей настоящей непосредственной целью, своих представлений об истине и справедливости, выполнение своего гражданского долга, соблюдение нравственных норм, чести и достоинства, получая взамен положение в обществе, уважение окружающих , вступая в брак, создавая и устраивая свою семью, переживая такие чувства как любовь, дружбу, стремясь к счастью, испытывая которое мы не сомневаемся уже в смысле своей жизни, мужественно перенося трудности, выпадающие на нашу долю, принимая свою судьбу.
Согласно определению Аристотеля, цель – то, ради чего мы существуем.
«Цель как и закон определяет способ и характер действия человека» (К.Маркс)
Каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь.
Каждый человек стремится к лучшему, он ставит перед собой определенные цели, но должен довольствоваться лишь постепенным процессом приближения к цели, никогда не предполагающим её полного достижения (ведь достижение цели есть в то же время и её утрата).Проводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставленные жизнью, в принятии им ответственности за свою жизнь, выступает его совесть. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом.
***
Формула древних латинян «Memento mori» («Помни о смерти») прочно вошла в фонд мудрыз заповедей человечества. Действительно, мысль о смерти вовсе не мешает жить; напротив, помня о смерти человек обретает особое ощущение жизни, познает её истинную цену, учится видеть строгую грань бытия и небытия.
В детстве испытываешь почти мистический ужас перед сознанием, что тебе когда-то суждено умереть, отказываешься в это поверить, вернее, сознание твоё пропитано уверенностью в собственном бессмертии. Затем, повзрослев, приходишь к осознанию, как хрупка, зависима от ничтожных совпадений случайностей жизнь человеческая, но всё равно отгоняешь подобные мысли, не додумываешь до конца, пока жизнь не ставит тебя напрямую перед фактом смерти.
Смерть человека одновременно и естественна(даже когда она насильственна, что делает её только ещё трагичнее) и трагична.
«Пока мы есть, смерти нет, когда смерть есть, то нас уже нет» - говорит древняя мудрость. «От смерти никуда не уйти», «все люди смертны», «что имеет начало, имеет и конец» - вот непреложные истины формальной логики.
Трагедия в том, что «с каждым человеком рождается и умирает Вселенная».(Г.Гейне)
«В ожидании смерти человек не умирает, а «просто перестает жить» (А.Шопенгауэр). И это состояние свойственно старикам или безнадежно больным людям.
«Всякая живая система, достигая определенного совершенства в своем развитии, незаметно приближается к гибели. Структурные процессы и механизмы в этой системе, когда-то её совершенствовавшие, теперь незаметно, но неуклонно, приводят её к гибели». (И.Кант)
Жизнь не противоположна смерти. Она находится в таком же с ней отношении, как и с рождением. Отсутствие смерти не предполагает жизни. Оно предполагает отсутствие рождения, то есть в конечном счете отсутствие жизни. Смерть предполагает жизнь, начинается с жизнью и с жизнью же, как это ни парадоксально, заканчивается. Конец жизни есть конец смерти, т.е. умирания. По существу, смерти нет, есть смертное, т.е. живое. Есть умершее, т.е. жившее. Есть жизнь в определенном времени. Смерть вне жизни и вне времени. Она есть противопонятие. Негативное определение жизни.
«Смерть - разделение пространства и времени» (В.Вернадский)
Смерть придает жизни ценность – неповторимость и своеобразие – основные составляющие смысла существования человека.
Что бы представляла собой наша жизнь будь она бесконечна? Если бы мы были бессмертны, мы бы могли спокойно откладывать каждый свой поступок на какое угодно время и каждое дело может быть с равным успехом сделано и завтра, и послезавтра и через год и через десять лет…
Перед лицом же смерти – как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей – мы обязаны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни единой из возможностей, сумма которых в результате делает нашу жизнь действительно полной смысла.