Этика и мораль
(наброски к реферату)

«Этика – опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни»
(Т.Манн «Философия Ницше в свете нашего опыта», т.10,стр.373)
«Чего в другом не любишь, того и сам не делай»
(Русская пословица)



Как это просто по мысли и как трудно, бесконечно трудно соответствовать этой мысли в повседневной жизни – жить по-человечески! Жизнь – честная, искренняя, ответственная – дело трудное. Сколько оговорок, уверток, ссылок на «объективные обстоятельства», на «судьбу», на «жизнь» изобретено людьми, чтобы оправдать своё никчёмное существование, утрату идеалов, обывательский конформизм(«жизнь улитки»).
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Моральные принципы поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требует их изменения). Принципы морали не допускают исключений, претендуют на обобщение, они отражают глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, его сущностные потребности.
На каждого из нас ложится задача осознанно относиться к общим моральным принципам и уметь правильно их применять в конкретных жизненных обстоятельствах.
Человек должен придерживаться определенных ценностей, которые иначе можно назвать добродетелями. Каждый из нас должен поступать так, чтобы его поведение, по крайне й мере, не противоречило всеобщему и свободному человеческому благоденствию, а лучше если бы ещё и поддерживало и осуществляло его.
Форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, которому мы должны безусловно следовать при осуществлении самых разных своих целей.
Каждый человек должен иметь жизненное кредо, т.е. знать что такое идеал и какими путями можно его достичь. И средства эти должны быть благими.
Всякий идеал вообще есть нечто безоговорочное и повелительное. Идеал для личности есть то, чего она свободно достигает и что соответствует интимнейшим её стремлениям к самоутверждению.
Своё жизненное кредо мы только для того и должны разрабатывать, чтобы затем оказалось возможным осмысливать каждое мгновение своей жизни. Если я пошел на работу и не опоздал, то это уже значит, что я сделал маленький шаг к достижению идеала. Если я пришел на работу и выполнил полученное задание; если я, как член соответствующей комиссии, заметил коррупцию в проверяемой мной организации и эту коррупцию не скрыл, но сделал из неё необходимые для общего блага выводы, - во всех подобного рода, пусть хотя бы и малых, иной раз даже малозаметных, моих поступках я следую своим моральным принципам, исполняю свой долг, своё жизненное кредо.
То, чем я стараюсь руководствоваться в моей повседневной жизни, мои моральные принципы заключены в «золотом правиле этического поведения:
«(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Золотое правило утверждает право и обязанность личности брать на себя ответственность и действовать в соответствии со своими представлениями о наилучшем; оно практически ориентирует нас на выработку такого важного элемента в механизме нравственного поведения как способности ставить себя на место другого и эмоционально переживать его состояние.
Общечеловеческий смысл «золотого правила» сопряжен с идеей равенства.

«Наиболее высоким в нравственном отношении состоянием является, без сомнения, то, при котором люди относятся друг к другу как свободные и равные, при котором правило: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», - господствовало бы во взаимоотношениях»
(А.Бабель)
Близки к золотому правилу и сформулированные И.Кантом формулы категорического императива:
- «Поступай толь согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»
- «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству»,

Высшим проявлением нравственной силы человека является стоическое мужество в ситуации, безвыходность которой он осознал («борьба без надежды на успех» И.Кант).
Мораль опирается на общественное мнение и совесть, чувство личного достоинства и чести.
Примером морального кодекса могут служить библейские «законы Моисеевы». Согласно христианского толкования нравственности, Бог создал человека по своему образу и подобию, дал ему моральный закон и наделил его свободой воли, сделал, следовательно, его ответственным за свои поступки.
Руководствуясь моральными принципами в жизни, мы проявляем (и формируем) лучшие качества нашего характера. Эти нравственные качества и принципы таковы:
- умеренность, соблюдать чувство меры, не доходить до крайностей, сохранять способность контролировать свои страсти;
«Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою» (Эпиктет)
- верность в любви и дружбе;
- уважение к родителям, забота о них – выполнение сыновьего долга;
- забота и бережное отношение к детям;
- быть аккуратным;
- жить в согласии со своими представлениями о благе, правде и лжи, о справедливости, не совершать противозаконных поступков, не одобрять (открыто, а не про себя), противостоять совершению их другими. Подавать благородный пример окружающим;
- ответственность за всё от тебя зависящее;
- не принимать на себя болше обязательств, чем в состоянии выполнить. (Плохо человеку, когда он обременен грузом обязательств, не выполненных по отношению к нему или которые он сам не выполнил);
- выполнять обещания («давши слово – держись, а не давши – крепись»);
- не перекладывать нагрузку на плечи окружающих, добиваться реальных, ощутимых результатов своей деятельности.
И тогда почувствуешь свою необходимость, удовлетворение от работы, уверенность в себе.
- не навязывать другому свои шаблоны поведения и свою мотивацию, свои мнения и советы.
- стремиться быть естественным и не принимать на себя роль, которую трудно исполнить. Для этого надо быть правдивым не только перед партнером, но прежде всего перед самим собой.
***

«Самоуважение – исток нашей нравственности» (В.Гёте «Годы странствий В.Мейстера» Собр.соч.т.8, стр.418)

Социальные потребности человека удовлетворяются в межличностном взаимодействии, в общении людей. Другой человек, с которым мы вступили в общение, приобретает для нас особое значение. Это уже не просто мужчина (женщина, ребенок, подросток), занимающий ту или иную должность или исполняющий какую-либо социальную или семейную роль, но и источник удовлетворения или неудовлетворения наших фундаментальных потребностей и переживаний, возможных нравственных взлетов и падений.
Таким образом, внимательное, уважительное отношение к другим вызывает ответную реакцию – уважение, благорасположение к тебе, что придаёт нам самоуважение и понуждает всегда держаться «на высоте», не ронять своего достоинства ни при каких обстоятельствах, всегда поступать согласно моральным принципам. Это становится потребностью души, ведет к исполнению «главной цели жизни – нравственному совершенствованию»(Л.Толстой) и условием личного счастья.